Михрютянчик
Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус...
Вообще это работа по эстетике и рецензирование фильма в задачу не входило, так что получились просто рассуждения на выбранную тему.
Старалась не отходить от темы и вообще быть в формате заданной работы, так что обороты речи, некоторые термины и пафос прилагается =)) При защите в нужных местах были отрывки из фильма - в данном варианте заменила их на краткие цитаты.

Про небоскребы и храмы - взято из какой-то статьи про современную архитектуру Америки, автора не вспомню, а вспомню - укажу. Присутствуют идеи, которые я почерпнула из книги Фромма "Иметь или быть". Остальное - вольные рассуждения, на истинность и правильность не прендую.

В современном цивилизованном и высокотехнологичном мире религия, казалось бы, перестала играть столь значимую роль в жизни людей. Но давно известный тезис заключается в том, что в самой природе человека есть потребность верить и подчинять какой-либо концепции своё существование. Поэтому в нашем обществе уже давно обрел своё место новый «бог», имя которому - Прогресс.
На примере американской модели, как одной из наиболее богатых и экономически развитых стран, можно наглядно рассмотреть, как эти явления повлияли на людей и их понимание настоящей и красивой жизни.
С нынешними чудовищно быстрыми темпами развития технологии и экономики людям кажется, что они наконец приближаются к горизонту своей извечной мечты об абсолютном счастье, которое для современного материалистичного человека стало заключаться в постоянном удовлетворении своих потребностей. Единственным направлением движения к этому горизонту стали неограниченный и постоянный рост производства и его экономическая поддержка и смысл – неограниченно растущее потребление. Действительно, что бы реализовывать постоянно развивающиеся технологии и увеличивающееся количество товаров необходимо постоянно стимулировать потребность людей в них, желание покупать все больше и больше.
Таким образом – каким нам видится образ современного гражданина сверхдержавы, сформированный СМИ и пустивший корни в сознании людей? Первое слово, которое вспыхивает в нашей голове – успешным. Человек должен быть успешным, тогда весь мир у его ног – вот новая заповедь нашей социальной реальности. Ничего противоестественного в этом нет – человек должен быть активным во взаимодействии с окружающим миром, что бы найти то, что будет делать его счастливым. Самореализация необходима, в случае её свершения индивид имеет любимое дело, доход, семью – все те ценности, наличие которых сигнализирует окружающим - у меня все отлично, я успешен.
В центре повествования фильма обычная американская семья. У них есть большой красивый дом, с ухоженным садом, главный герой – работает в рекламном агентстве, его жена занимается риэлтерской деятельностью, у них есть дочь-подросток. Вечером они ужинают в большой столовой под приятную музыку и со свечами на столе. Все социальные нормы соблюдены – красивые люди, красивая жизнь. Но с первых минут фильма нас не покидает ощущение – что не так с ними? В каждом их движении и слове мы видим – они не понимают друг друга, они ненавидят свою работу, они ненавидят свою жизнь, ненавидят самих себя.
Жена главного героя Каролин озабочена лишь тем, что бы поддерживать видимость нормальной жизни. При чем не только для окружающих, но и для членов семьи, которые прекрасно знают, как у них все обстоит на самом деле и, главное, - для себя самой. Этот персонаж старается воплотить все штампы счастливой жизни, которые транслируются потребительским обществом, веря, что, повторяя их, как магические пассы руками, она обретет настоящее душевное благополучие. Рассматривая её, мы можем увидеть наиболее яркие проявления эстетики социального успеха. Она старается постоянно держать улыбку, хотя наедине с собой она плачет и кричит. Если идет на прием - она берет мужа под руку и старается выглядеть счастливой, хотя презирает его. Каролин едет в школу на выступление дочери, хотя она её об этом не просит и самой Каролин это не интересно, но родители должны так поступать. Мы видим синтетическую копию благополучия не только в виде материальных объектов, но и проявлений человеческих эмоций и чувств. Таким образом, отражается проблема, которую повлекло за собой массовое производство товаров – унификацию ценностей, как материальных, так и духовных. Повторяя общие очертания, эти копии теряют свою изначальную наполненность. Так же часто жена главного героя пытается заниматься аутотренингом, модным способом получить желаемое – создать позитивный образ и настрой, слушает психологические тренинги. Явление популярной поверхностной психологии так же наводнило жизнь современной Америки. Различные методики постижения «психологии успешного человека» заполонили полки книжных магазинов. Но лишь формальное повторение основных тезисов, без проникновения в суть, без желания и готовности работать над собой – не приведут к нужному эффекту. Культура большого тиража превращается в привычную нам эстетику жизни. В течение фильма то тут, то там, в кадр попадают расставленные по дому букеты красных роз. Красная роза как символ прекрасного, естественного, неповторимого природного начала лишь подчеркивает ту пустоту, которую несут в себе все действия Каролин.
Её муж лишь наблюдает из окна, за ней, беседующей с соседями о том, как правильно растить розы, и грустно вздыхает: «Когда-то ты не была такой. Когда-то ты была счастлива. Мы были счастливы».
Главный герой Лестер же никому уже ничего не доказывает, он просто впал в апатию, в социальный транс (термин позаимствован из работ Зинкевич-Евстигнеевой и Фролова). Ему уже ничего не хочется. Он только вяло пытается понять, когда перестал чувствовать себя живым.
Отправной точкой повествования является момент, когда Лестер видит подругу своей дочери - Анжелу. Он испытывает к ней сильное влечение. Не заостряя внимание на природе этих чувств, можно заметить, что это первое желание вообще чего-либо, которое появляется у него за много лет, которые он пребывал в рутине своих будней. И именно оно заставляет его проснуться и оглянуться на свою жизнь - увидеть ловушку искусственных ценностей, которыми он себя окружил и понять, что он слишком давно не задумывался о том, чего хочется ему самому. Его желание к Анжеле имеет не только сексуальный характер – он не пытается сделать шагов к ней, понимая противоестественность такой связи, она является для него так же воплощением молодости и красоты. В символике фильма – часто Анжела из его фантазий окружена лепестками красных роз.
Лестер же, очнувшись вдруг понимает, что в жизни есть что-то помимо обязательных к выполнению пунктов социального благополучия. Он начинает делать то, что ему нравится: бросает работу, на которой его унижали, выбив солидную компенсацию шантажом, перестаёт подчиняться указаниям и иллюзиям жены, слушает музыку, которую давно любил, начинает качаться, что бы выглядеть привлекательнее. И если сначала он делает это с определенной целью, то после начинает просто получать удовольствие от этого. Он начинает получать удовольствие просто от своей жизни. Почему? Потому что, увидев красивую девушку и почувствовав к ней нечто особое – он почувствовал, что в жизни сама по себе есть красота, и эта красота, которая придаёт самой жизни смысл. Чего Лестеру остро не доставало последние десятилетия своего существования.
Снова получая радость от самого факта своей жизни, Лестер пробует легкий наркотик, который ему предлагает сын соседей и ровесник его дочери - Рикки.
Парень живет в семье, которая по внешним стандартам тоже соответствует понятию нормальности, но отношения в этой семье так же хранят множество скелетов в шкафу. Эти картины заставляют нас задуматься – сколько таких семей? Где за фасадом большого дома не видно, что люди гниют заживо. Оба родителя Рикки проявляют признаки разной степени невроза и психической неустойчивости. Самому ему остаётся не многое – один раз уже попав в психиатрическую лечебницу по вине отца, он учится сводить свои контакты с ними к минимуму и начинает продавать и потреблять легкие наркотики. Особый интерес этот персонаж представляет тем, что он отчаянно ищет красоту вокруг себя. В такой семье как у него он не получал с детства образцов прекрасного, он не знал где найти удовлетворение этой потребности. Но он не сдался – он купил камеру и снимает все, вокруг видя красоту в странных для окружающих вещах – мертвой птице или замерзшей до смерти бездомной.
Когда он рассуждает, это выглядит то пугающе, то завораживающе. И отношение к Рикки и его маленькой философии помогает нам понять, что в современной эстетике окружающего мира отсутствует культ прекрасного в окружающем нас. В ней вещи должны быть глянцевыми, дорогими, престижными, в современном языке «красивой жизнью» называют обеспеченную жизнь. В приоритете стала функциональность вещей, а их эстетическая составляющая превратилась просто в товар и бренды. Достаточно взглянуть на ряды небоскребов в мегаполисах, которые своей идеальной ровностью и безликостью довлеют над человеком своими размерами и сравнить их с античными храмами, которые строились по принципу соответствия пропорций и соотношению с человеческим телом. Лестер, попробовавший жить по-настоящему остро ощущает этот диссонанс.

- Лестер! Ты разольешь пиво на диван!!!
- И что? Это просто диван.
- Это не просто диван! Он стоит 4 тысячи и обтянут итальянским шелком!!!
- ЭТО ПРОСТО ДИВАН! Это все вокруг – просто вещи! И если они для тебя стали важнее самой жизни… да ты просто свихнулась, дорогая.

Вещи, которые стали важнее жизни – это философия постоянного потребления и производства. Эстетика и красота в такой жизни обретают утилитарную и символическую форму.
Но потребность людей в них неистребима и даже когда трудно вокруг себя найти что-то настоящее это можно увидеть даже в самых простых вещах, потому что это исключительная способность человека – видеть и считать что-либо прекрасным.
У Рикки есть запись, которую он считает самым прекрасным, что он когда-либо видел – на ней полиэтиленовый пакет «танцует» на ветру среди осенней листвы. Смотря на неё, Рикки говорит: «Он как маленький ребёнок, который просил поиграть с ним. И я почувствовал, что есть другая жизнь, что-то выше нас. И я ощутил силу, которая говорит – не надо бояться. Никогда. На видео этого не увидишь, но оно помогает вспомнить. Мне нужно вспомнить. Иногда в мире столько красоты… Иногда я чувствую, что моё сердце просто не сможет справится с ней.»
Какие мысли вызывает монолог Рикки? Большинству людей это покажется, скорее всего, странным. Это говорит нам о том, что в общекультурном наборе смыслов у нас не заложено и не принято любование простыми вещами, обычно мы привыкли что, что-то прекрасное создано человеком или является чем-то редким, что мы никогда ранее не видели.
Сюжет фильма заканчивается тем, что Лестер, опьяненный своей новой жизнью все таки привлекает внимание Аманды. Потому что она обычная закомплексованная школьница, даже не смотря на привлекательную внешность, и хочет почувствовать себя особенной. Но отеческие чувства преобладают в главном герое и он не пользуется этой ситуаций. Они просто разговаривают с девушкой. И впервые в жизни он понимает, что у него все хорошо. Что он счастлив. К сожалению, из-за цепи случайностей, из-за старых травм и страхов, Лестера убивают. И его жизнь обрывается на самом пике радости от осознания своего существования.

«Я должен бы разозлиться из-за того, что случилось. Но как можно хранить злобу в сердце. когда в мире столько красоты? Единственное, что я чувствую – благодарность за каждой миг моей маленькой глупой жизни. Вы не понимаете о чем я? Вы поймете. Потом.»

В западной культуре, как и в нашей, акценты сместились и красивым считается нечто особенное или дорогое. В этом фильме красной линией проходит мысль, что сама по себе жизнь – это воплощение красоты и то, что человек - существо способное чувствовать эту красоту является достаточной причиной, что бы чувствовать ощущать счастье своего бытия.
Современная массовая культура не транслирует тезис о том, что красота – это не приложение и не бонус, это естественная и важная составляющая нашей жизни.